суббота, 7 марта 2015 г.

Игры с водой и песком в детском саду с детьми раннего возраста

Прошло уже более двух лет, с момента написания программы по психоэмоциональному развитию детей раннего возраста
  "Игры с водой и песком". 
Чему я несказанно рада!


На протяжении многих лет работы с детьми раннего возраста было накоплено много материала, но не хватало учебно-методической литературы, где были бы подробно представлены: календарно-тематический план игр с водой и песком, темы игр, программное содержание, необходимые пособия. Поэтому пришло решение создать педагогическую разработку «Игры с водой и песком», которая теперь является моим незаменимым помощником в организации и проведении игр с водой и песком в условиях детского сада.
Программа позволяет заниматься с детьми  систематически:  в адаптационный период, в непосредственно-образовательной деятельности, во время утреннего приёма, вечером после ужина.

Конечно же, целью было:  создать все  условия для психоэмоционального развития детей раннего возраста в процессе игр с водой и песком. Был собран весь необходимый развивающий материал, сшиты фартуки, приобретены полотенчики.
Занятия проводятся один раз в неделю, а вот утром и вечером с водой либо песком дети играют практически ежедневно! 
То в тазике, то в плоском подносе, то выкладывают разноцветные камешки, то ищут клад...
И каждый раз это что-то новенькое! Иначе малыши потеряют интерес...
А ароматная пена, сколько она вызывает восторга!
Используя игры с водой и песком во время утреннего приёма мы обеспечиваем отличное настроение у ребенка на весь день! Проверено!
Куда деваются слёзы? Аркаша трудновато переносил разлуку с мамой, по утрам плакал, но песочек сделал своё волшебное дело. Аркаша приходит самый первый и всё в его распоряжении - с большим удовольствием выкладывает кристаллы, камешки и успокаивается, забывает о разлуке...
К каждому ребёнку необходимо находить индивидуальный подход, и учитывать его личностные особенности.


Во время игры детям предлагается встать вокруг «Центра воды и песка», для того, чтобы каждый ребенок имел свободный доступ к воде или песку.
Присутствие игрового персонажа, его поддержка, добрый голос – настраивает детей на эмоционально-позитивную атмосферу.
Проводить игры нужно эмоционально, желательно в сказочной форме, произнося все приятным, доброжелательным голосом, чтобы в поведении детей ощущалась только радость.
 Специально подобранная музыка в момент игр с водой и песком гармонизирует психоэмоциональное состояние ребенка; спокойный характер, негромкое звучание стимулирует его деятельность. 
Неоценимую помощь оказывают народные потешки, стихи детских поэтов, считалочки – они способствуют развитию речевого слуха, упорядочению  движений очень динамичных  детей, побуждают к деятельности малоактивных детей.
Задачи:
  • знакомить детей со свойствами воды и песка, способам  обследования;
  • формировать у детей познавательный интерес к окружающему;
  • учить действовать с предметами-орудиями;
  • побуждать к речевому общению;
  • накапливать эмоциональный опыт;
  • расширять кругозор детей;
  • развивать моторику рук, пальцев;
  • формировать умение экспериментировать с водой и песком;
  • создавать атмосферу радости и удовольствия;
  • формировать у ребенка позитивный образ своего «Я».
Для решения этих задач используются не только игры с водой и песком, но и специально разработанные  контактные игровые упражнения, игры-эксперименты, игры-развлечения.
Игры с водой и песком  важны для ослабленных детей, у которых особенно страдают эмоциональная сфера, моторика, координация движений.

Программа основана на принципе индивидуального подхода к ребенку.
Учите, играя!


P.S. Программа утверждена Ученым советом Института развития образования Сахалинской области в мае 2012 года.

39 комментариев:

  1. Прекрасный опыт работы, Жанна! Какая вы умничка, что нашли время написать программу, да еще и утвердили!!!
    У меня зреют две программы :) одна по работе с детьми, другая - взаимодействие с родителями, но.... времени оформить все как положено не хватает.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласна, Виктория, написание, собрание всего материала в единое целое занимает большое количество времени, но зато потом работать одно удовольствие.
      Пора писать уже продолжение - накопились новые игры, приемы... ;)
      Спасибо за доброжелательность!

      Удалить
  2. Здравствуйте,Жанна Витальевна! Приятно видеть, что вы, воспитатель, не боитесь давать детям в свободным доступе игры с водой и песком. Мы ведь знаем, что большинство малышей и себя окатит водой, и соседа, а о песке по всему ковру и говорить нечего :) Сколько замечательных игр вами создано, мне было очень интересно!
    Жанна Витальевна, глядя на фотографии, у меня возник вопрос -сколько у вам постоянно ходящих(а не по списку) деток?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И я присоединяюсь к Вашему вопросу))) Потому что у нас, например в этом году ходят 15-19 деток из 30, а вот два года назад постоянно ходили 30... Тогда я могла только мечтать о том, чтобы поиграть с ними во что-то индивидуально))

      Удалить
    2. Дети все разные, кого-то можно оставить играть и с песком и с водой, а за кем-то нужен пристальны присмотр и совместная игра. Случаи бывают разные, но мне не трудно переодеть детей, взять швабру в руки, метлу и убрать... Да и няни никогда не откажут.

      Детей в группе 12 человек, детский сад присмотра и оздоровления для детей с повышенной туберкулезной интоксикацией (больных в ДОУ нет). Фотографии сделаны, в основном, во время утреннего приёма, чтобы читателям было видно чем мы занимаемся... :)

      Удалить
  3. Здравствуйте, Жанна Витальевна! Я давно уже смотрю в сторону Вашего центра воды и песка и облизываюсь на него)) И вопрос: как и где можно приобрести Вашу программу?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Маша, спасибо за профессиональный интерес. Столики приобретали в Детском мире, один около 5 лет назад, другой уже более 10.
      Что касается программы, к сожалению, в какие бы инстанции я не обращалась, везде отказывают в печатании, я печатала 20 штук для себя, к сожалению, все распроданы, постараюсь что-нибудь придумать в ближайшее время.

      Удалить
  4. Жанна, очень рада за Вас и Ваших детишек. они счастливые, что у них такой воспитатель.
    Программа нужная и полезная, бесспорно. Алла права, не многие воспитатели берут эти игры в группе. А Вы показываете, как это все может быть организовано.
    А вот вопрос: столики для песка и воды где брали? Это специальные или приспособленные? И присоединяюсь к вопросу Маши - можно ли приобрести программу?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, когда все это происходит в системе, а не от проверки до проверки, конкурсов, аттестации, то результат очевиден. Дети играю аккуратно, проявляют любознательность, отзывчивость. Занятие (НОД) в 1 младшей группе длится 8-10 минут, непосредственно на сам контакт с песком (водой) сколько выделяется времени? Неужели за 5 минут дети успеют навести ужасный беспорядок? И игры с песком - это не такие игры как в песочнице летом, это выкладывание узоров, нахождение клада, показ театра, опыты-эксперименты, массаж и пр.
      думаю, что в Интернете можно найти столики на любой вкус, а по поводу программы постараюсь что-нибудь придумать.
      Спасибо, Елена, за интерес. :)

      Удалить
  5. Жанна, я с огромным удовольствием рассмотрела каждую фотографию! Спасибо! Расскажите, пожалуйста,про материал, которым играет детвора.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, здравствуйте!
      Спасибо за проявленный интерес. Материал разнообразный: "орудия ловли" - это всевозможные шумовки, поварешки, щипцы, ситечки, которые я приобрела в магазине хозяйственных товаров, а дополнительный материал - это камешки, ракушки, пробки, крышки, шишки, киндеры-футляры и игрушки из них, кристаллы (спасибо Алене), всевозможные стаканчики, кружечки, тарелочки... В общем, всё можно приспособить!

      Удалить
  6. Жанна, я обожаю ваши занятия! Очень мне нравятся и песочный столик и водный. И с таким удовольствием играют дети. По настоящему работающая программа развития!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Работает, Оля! Ежедневно работает и детям эта деятельность очень нравится. Меняя каждый раз дидактический материал, каждый раз они испытывают радость, то ловят рыбу сачком, то поварешкой шарики, то откапывают клад маленькой ракушкой, то забивают колышек молоточком...
      Спасибо за поддержку!

      Удалить
  7. Жанна, добрый день!!! Поздравляю Вас с наступающим женским и весенним праздником 8 Марта!!! Желаю Вам огромнейшего вдохновения и сил, чтобы ваш источник сил никогда не иссяк, и вдохновлял всех, не только вас:))) Спасибо за ваши интересные и познавательные посты.
    Теперь по поводу песка, с введением ФГОС ДОО и утверждением новых программ для дошкольников (соответствующих ФГОС), во всех возрастных группах сейчас должен быть Цент воды и песка. Это конечно радует, особенно меня (песок - это моя "работа"), но вот не все воспитатели, а особенно помощники воспитателей рады по этому поводу. Я согласна с Аллой, многие детки и сами окатятся водой и всех остальных. Еще Сан.Эпид. надзор докапается, где храните, как обрабатываете. Все это не очень радует педагогов.
    Но Вы, Жанна просто пример для подражания!!! Никаких проблем, вы умничка. Программа очень достойная. Очень бы хотелось познакомиться с ней подробнее. Вам творческих успехов в дальнейшем.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Честно говоря, тьфу-тьфу, ни разу не было такого случая, чтобы мы убирали песок из-за СЭС...
      Наталья, спасибо огромное за поздравление, пожелания, добрые слова и поддержку!!! :-*
      Повторюсь, если на полу остается вода и, естественно, песок (без этого невозможно), то всегда убираю сама. И няни никогда не ворчат, наоборот, говорят: "Да, Жанна Витальевна, оставьте, я сама уберу!". Никаких проблем.

      Удалить
  8. Жанна, большому кораблю - большое плавание! Ваша программа - это замечательное пособие, которое должно быть опубликовано! Я желаю Вам именно этого!

    А про песок - я, например, когда приходят проверка СЭС вообще убираю ее - с глаз долой, чтобы впросов не было. Парадокс. Нужный элемент развивающей среды, но столько вопросов рождает... Провести экспертизу песка - дорогое удовольствие, а если учесть, что многое за свой счет, то вообще маловыполнимое.


    Жанна, с праздником! Любви. счастья тепла и мира!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, кстати, года два назад, что-то было очень серьёзное связано с песком, заведующая запретила его не только в группах, но и на участках... Вот это были времена... а потом, раз, и оказалось можно... странно всё как-то...
      Спасибо за понимание и поддержку!!! :)
      Алена, и Вас с праздником!

      Удалить
  9. Какой подбор необходимых приборов-помощников для игр с водой и песком. Важно не только их иметь, а научить детей ими правильно пользоваться. Да и запасы развивающего материала, на мой взгляд, безграничны!
    Жанна, с праздником! Удачи, счастья, добра, неиссякаемой энергии!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Конечно, безграничны, Нелли, стоит только зайти в магазин хозтоваров, глаза и мысли разбегутся! А на природе сколько всего можно собрать!
      Спасибо за поздравление, пожелания! И Вас от всей души с праздником!

      Удалить
  10. Жанна Витальевна, не каждый родитель дома решится на такое, а Вы продолжаете творить, писать, внедрять. Огромное Вам спасибо за Ваш титанический труд. С Вашей легкой руки собираю все, что может оказать развивающее воздействие на нашу малышку.
    С праздником, счастья, здоровья, терпения, творчества, задора и оптимизма. Не останавливайтесь на достигнутом, не успокаивайтесь. Знаю, у вас еще много идей припасено.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, спасибо Вам огромнейшее!!!
      Вы у нас бабушка высококвалифицированная!!!
      Благодарю за поздравление.

      Удалить
  11. Жанна, вы проделали огромную работу, такой ценный труд, такой важный, желаю, чтобы ваш опыт перенимали, пусть дети будут счастливы! С наступающим праздником!
    P.S. Уже не первый раз встречаю на фото такие чудесные щипцы-ножницы, это из хозяйственного отдела? Никогда мне не попадались в продаже.... Очень хочу такие))).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аня, спасибо за доброжелательность, мне очень приятно!
      А сходите в магазин хозяйственных товаров, найдете всё, что душе угодно!

      Удалить
    2. Спасибо, так я и думала, буду искать)

      Удалить
    3. Спасибо, так я и думала, буду искать)

      Удалить
  12. Какой кропотливый труд и богатый опыт, Жанна! Это замечательно, что вы не только применяете сами, но стремитесь к его распространению. Да, в детских садах это не часто встретишь, чтобы в группе дети играли с песком и водой. У нас в детском саду как комиссия какая - нибудь, так центр "песок - вода" из моего кабинета "туда" кочует. Тут незадолго до декрета задумала я иную "конструкцию", НО кому бы я не предлагала этот центр, все отказываются - много грязи, говорят... Вот так... Делают только на показ несколько дней... Ну, да ладно о грустном! :) Жанна, с праздником! :))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Катерина, согласитесь, при желании можно использовать разные ёмкости. Я вот даже приспосабливаю от тортов пластиковые коробки, они так здорово для этого подходят. Особенно для игр с водой - видно хорошо окрашенную воду и как игрушки лежат на дне, и замораживать интересно.
      Спасибо за поддержку и поздравление. Так приятно! :x

      Удалить
  13. Жанна Витальевна, как интересно у Вас всё получается! Впечатляет и воодушевляет!
    От всего сердца поздравляю Вас с чудесным весенним праздником - 8 Марта! Искренно желаю добра и здоровья, счастья и радости, творческого вдохновения и новых профессиональных успехов, мира и благополучия! Всего самого доброго, светлого и позитивного в Вашей жизни!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Мирослава! Так приятно, что Вы заглянули с поздравлением! Огромнейшее Вам спасибо!!! :)

      Удалить
  14. Жанна Витальевна,доброе утро!
    Во первых С праздником Вас!!
    Пускай сегодня солнце ярче светит,
    И Птицы пусть щебечут для Вас!
    Вам улыбок,радости желаю,
    Здоровья и весеннего тепла!
    Хочу,чтоб Вы счастливою были всегда!!!

    Жанна Витальевна,огромное спасибо за все ваши творческие находки от дочери и от меня(мне пригодится тоже может или работать самой или,как бабушке).
    Жанна Витальевна,я понимаю,что программа у Вас только утверждена на бумаге, и конечно её нет в книжном варианте,НО ОЧЕНЬ бы хотелось её сейчас приобрести,как это можно сделать(то есть конечно с моими материальными затратами-переведу любую сумму на счёт,как укажите).Не подумайте,обидеть не хотела ни в чём.
    И ещё,а как у Вас няня к этому относится? У Марины бы орала во всё горло,она то на улицу не хочет помогать детей одевать,говорит сидите в группе(то есть командир да и только или вообще возложила на воспитателя водить детей в туалет и стирать им плавки.Я в шоке.Учу дочь,как и что,но что-то не получается у неё).А тут ещё песок.Вечером сидим делаем пособия,а на следующий день она его приносит всё порванное(отвернулась-перервали).Понимаю,что за месяц,который с ними сейчас не научить многому,но старается.
    А Вам успехов.Очень бы хотелось с вашими работами ещё познакомится ближе.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, к сожалению, не получается издать программу, отказывают. Постараюсь что-нибудь придумать, Светлана Витальевна. А по поводу того, что дети всё рвут, ломают... я убираю и достаю только для занятий под моим присмотром, иначе дети быстро теряют интерес и да - рвут, порой даже не специально... :( Привет дочери!!! Конечно, няни разные и чаще всего без образования даже среднего... отсюда делаем выводы...

      Удалить
  15. Жанна, с праздником весны! Здоровья вам и творческого успеха! Да, тяжело пробиться сквозь бюрократические заслоны. Вон программа ФГОС - может я что не понимаю, но сначала было ФГТ, до этого еще была программа. Смотрю авторы те же, задачи те же, ничего не меняется в лучшую сторону, а заставляют переходить якобы на новый уровень. Сейчас ждем проверку пишем программу по ФГОС, у меня еще и коррекционная. Я вот понять не могу почему я решая коррекционные задачи должна еще и ФГОС вписать (хотя там разницы в формулировках нет никакой (впечатление что они списали задачи с коррекционщиков (у нас они более конкретные). А если буду писать свое, то штрафами пугают, да и еще всяких наказалок напридумают (ведь не волнует ни кого,что ты с детьми работаешь, а не с бумажками, и детям помощь и внимание необходимо постоянно). Вот от такой ситуации нет вдохновения пока, вот пройдет эта комииссиияяя, тогда встанем на прежние рельсы окрыления:)
    Спасибо за ваш блог, читаю каждый ваш пост, радует!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталья! Согласна с Вами - ничего не изменилось...Вот держу в руках пособие "Ребенок третьего года жизни" для занятий с детьми 2-3 лет... авторы те же, только приписано "соответствует ФГОС" и предназначено в первую очередь (по ФГОС) для родителей, а потом и педагогов. Много-много лет назад написано всё это было, только местами переставили слова, а игры и упражнения всё те же... :(

      С праздником Вас! Спасибо за общение! :)

      Удалить
  16. Vzjala ideju s raskrashennymi kamnjami!Kak raz okolo doma polno kamnei:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алина, здравствуйте!
      Вот это для нас, кто делится в блогах своими материалами, и есть самое важное - материал востребован, находит применение. Рада, что идеи с раскрашенными камешками пригодились. Спасибо!

      Удалить
  17. Спасибо, Жанна Витальевна, за творческую подборку занимательных игр)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Марина! Мало того, что она творческая, так она ещё и из личной практики. А это очень ценно, т.к. имеет подтверждение - детям необходимо давать возможность играть с водой! Благодарю за поддержку!!! ;)

      Удалить
  18. Спасибо за идеи , организацию пространства , а за ваше благодарное сердце к коллегам -особая благодарность . Ваши коллеги из Казахстана

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, коллеги из Казахстана.
      Очень приятны Ваши добрые слова!!! Давайте дружить!

      Удалить